Поиск
 
 
 
Дата события: 19.06.2009

"Конёк-Горбунок" - новая постановка на сцене Мариинского театра

Единственный в России фестиваль классического танца, собирающий мировых звёзд - IX Международный фестиваль балета "Мариинский" - открылся в Петербурге 14 марта премьерой балета "Конёк-Горбунок" Родиона Щедрина в постановке Алексея Ратманского.

Каждый год в начале весны на императорской сцене Петербурга выступают звёзды мирового балетного искусства. В этом году в балетной программе фестиваля примут участие  лучшие творческие силы Мариинки, среди которых: Диана Вишнёва, Ульяна Лопаткина, Виктория Терёшкина, Алина Сомова, Екатерина Кондаурова, Евгения Образцова, Леонид Сарафанов, Владимир Шкляров, Михаил Лобухин. По сложившейся традиции в балетной программе выступят приглашённые солисты. Вместе с премьером Мариинки Леонидом Сарафановым в «Дон Кихоте» Минкуса станцует прима Национального балета Кубы Вингсэй Вальдес. Немало звёзд из балета Берлинской Государственной оперы. Не для кого не секрет, что уже не первый год балетом там руководит наш соотечественник Владимир Малахов. Солист Берлинского штаатс-балета Михаил Канискин станцует в «Лебедином озере» с примой Мариинки Виктории Терёшкиной. Ну а сам премьер Владимир Малахов выступит на заключительном Гала-концерте 22 марта, где также участвуют солисты Американского балетного театра: Марсело Гомес и Анхель Корейя.  

В программе фестиваля немало балетов легендарного Джорджа Баланчина. Балетоманам предстоит увидеть хрестоматийные «Тему с вариациями» и «Бриллианты» с Ульяной Лопаткиной,  а также новую работу Игоря Зеленского «Who cares», которую мариинский экс-премьер осуществил недавно с балетной труппой Новосибирского театра. Петербуржцы увидят одну из новых работ Дианы Вишневой «Красота в движении». Это три одноактных балета, специально сочиненных хореографами Алексеем Ратманским, Мозесом Пенделтоном, Дуайтом Роденом для Дианы Вишневой. Программа уже прошла с огромным успехом в городах США и в Москве. 

Следовать максималистским темпам Гергиева теперь приходится и балетной труппе Мариинского театра. Похоже, что теперь ежегодно фестиваль балета «Мариинский» будет открывать какая-либо премьера. В прошлом году это был балет «Стеклянное сердце» на музыку Цемлинского, а в этом - «Конёк-Горбунок» Щедрина. В Петербург ради такого случая специально приехали сам композитор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая.

Гергиев уже давно мечтал вернуть на петербургскую сцену одно из ранних театральных сочинений Щедрина «Конёк-Горбунок».

Российский маэстро сделал ставку на самого востребованного в мире хореографа Алексея Ратманского, который уже ставил в Мариинке такие спектакли, как «Поцелуй феи», «Поэму экстаза» и «Средний дуэт». Одна из последних работ Ратманского на Кировской сцене - «Золушка» С.Прокофьева.

Валерий Гергиев: «Я давно являюсь поклонником этой партитуры, может быть, многие не знают, что в возрасте 25 лет я дирижировал премьерой «Конька-Горбунка». Это был новый спектакль в постановке, к сожалению, ныне покойного Дмитрия Брянцева, очень большого моего друга. Хочется верить, что судьба «Конька-Горбунка» на сцене Мариинского театра, и не только судьба премьерного спектакля, мне, почему-то верится, что через 10 и через 20 лет это событие будет приветствовать уже поколение будущих любителей, как балетного театра, так и Мариинского».

Новое прочтение «Конька-Горбунка» - ещё одно переосмысление сюжета Ершова и музыки Родиона Щедрина. Ратманский увлечён этой работой и доволен успехами солистов театра. Кстати, «Конёк-Горбунок» - не первый балет Щедрина, к которому обратился Ратманский. До этого хореограф ставил в Копенгагене, Вильнюсе, Хельсинки и Варшаве «Анну Каренину».

Алексей Ратманский: «Итог большой работы, огромного количества людей: артистов, педагогов, оркестра, тех, кто шил, тех, кто одевал, художник, художник по свету… Премьера в театре - это всегда особенное событие. Для меня это особенно вдвойне. В третий раз я уже приезжаю в Мариинский театр. Это огромное удовольствие. Музыка Щедрина, обожаемая мною Майя Михайловна... Она здесь, и участвует в предпремьерной ажитации».

В основе балета - лубочный сказ об Иване-дураке, который влюбляется в Царь-девицу. Даже глупый Царь неравнодушен к заморской красавице. Всё это блестяще передано средствами языка танца и пантомимы. Ратманский считает, что эпизоды пантомимы должны быть доходчивыми и музыкальными. Так, в первой части зритель видит абстрактную картину полнолуния в ночном поле. Сценографию и либретто балета осуществил Максим Исаев, один из основателей петербургского Русского инженерного театра АХЕ.  Авангардно само оформление: сказочный царь, правящий на зелёном троне, куб с водой, в котором утопически преображаются лица героев. Исаев мыслит метафорически. Костюмы характеризуют обыденность персонажей спектакля. Так, у Царя на голове шапка  в форме Спасской башни, а у бояр - с Кремлём. Костюмы морских людей и цыган отражают их собственные лица, что ещё более производит комический эффект.

Сам Алексей Ратманский не впервые работает с Максимом Исаевым.

Алексей Ратманский: «Второй раз мы работали вместе, и он во многом направил мою работу, потому что эскизы, все эти костюмы и декорации – всё было сделано до того, как я начал репетировать в зале, поэтому я как бы следовал его идеям, которые мне очень понравились изначально. Ну, а музыка помогала, потому что она очень мелодична, очень ритмична, и вообще танцевальная в лучшем смысле».

В премьерных спектаклях заняты лучшие солисты театра: Виктория Терешкина и Алина Сомова (в партии Царя-девицы), Михаил Лобухин и Леонид Сарафанов (в роли Ивана-дурака), а также Андрей Иванов и Роман Скрипкин (Царь), Екатерина Кондаурова (Кобылица), Григорий Попов и Илья Петров (Конёк-Горбунок).

Композитор Родион Щедрин доволен успехом новой работы Мариинского театра.

Родион Щедрин: «Огромная радость, потому что эта премьера прошла на высочайшем уровне. Все «ингредиенты» – Гергиев, Ратманский, потрясающая труппа, изумительный оркестр, замечательный театр-легенда. Я думаю, эта постановка отвечает эстетике сегодняшнего дня, и она абсолютно последовательна, убедительна, и, по-моему, замечательно воспринимается публикой, это тоже важно».

Валерий Гергиев считает нынешнюю постановку «Конька-Горбунка» ещё одним шагом удачного сотрудничества маститого хореографа с балетной труппой Мариинки.

Валерий Гергиев: «Хочется верить, что эта работа делалась, безусловно, всеми с удовольствием, и делалась не напрасно. А я считаю напрасной работу только в том случае, если после одного-двух спектаклей спектакль перестаёт интересовать кого-либо, в том числе и участников. Слава Богу, великолепная партитура Щедрина даёт возможность и артистам, и конечно, постановщикам сразу почувствовать атмосферу и невероятную театральность. Судьба этой постановки во многом предопределена тем, что все наши творческие контакты с Родионом Щедриным происходят в исключительно интересной высокопрофессиональной атмосфере. Мне это очень нравится, потому что сегодня искать больших профессионалов труднее, чем, скажем 30 лет назад».

Совсем скоро фестиваль балета «Мариинский» передаст эстафету новому проекту театра - фестивалю к 200-летию со дня рождения Гоголя. Юбилей писателя будет широко отмечаться в начале апреля. Именно тогда состоится концертное исполнение оперы Р.Щедрина «Мертвые души».

Родион Щедрин: «Меня ждёт ещё одна радость, я надеюсь. Это дорогое для меня детище. Хотя у композитора все детища дорогие, но тем не менее. Гоголь - это именно тот писатель, который дал музыке огромное количество инспираций, вдохновений и сюжетов. Будет грех, если музыканты пройдут мимо его 200-летия».

Виктор Александров, корреспондент радио «Орфей».


Балет по сказке Ершова в Мариинском театре ставили семь раз. Последний - в 1981 году, на музыку Родиона Щедрина. И сегодня музыка та же, а вот постановка новая, да какая! Музыканты на репетициях норовили выглянуть из оркестровой ямы - хотели увидеть, что за смех на сцене.


Репортаж Дмитрия Витова.

На генеральном прогоне не сдерживали смеха даже артисты, а музыканты норовили выглянуть из оркестровой ямы, посмотреть хоть одним глазком - что же такое происходит на сцене, что все так смеются. Балет поставил хореограф Алексей Ратманский, известным своим тонким юмором и самоиронией.

Вокруг куба с водой кипят страсти: художник и балетмейстер пытаются правильно утопить героя, рядом кто-то прилаживает уши и горб, а кто-то расправляет собственный портрет на груди. Что это - балет, пантомима или инсталляция?! Авторов, кажется, это совсем не интересует.

Максим Исаев, автор либретто и художник спектакля: "Это неплохо, что в академический, классический, в эталонно классический театр входит… я даже сам не знаю, как сказать… ха-ха".

Когда в прошлом году Валерий Гергиев пригласил на постановку Алексея Ратманского, уже было понятно, что надо ждать необычного спектакля. Балетмейстер известен тонким юмором и самоиронией. Но чтобы на балете зрители смеялись, такого, наверное, не ожидал никто.

Майя Плисецкая, балерина, народная артистка СССР: "Я первый раз вижу такие находки, которых никогда в балете не было. Начинается с того, что Иван громко чихает. Это тоже такого не было. Такие придумки - прелестные прямо. Не говоря о том, что очень трудные танцы".

Танцовщики действительно много разговаривают. И диалоги выстроены не классическим па-де-де, а пантомимой. Язык этот выглядит, может быть, незатейливо, зато понятен всем зрителям - вот Царь-девица велит Царю искать на дне морском кольцо, иначе замуж не пойдет; а вот и дно морское, где Иван кольцо-то и раздобыл. Конек-Горбунок встречает здесь своих морских родственников.

Впервые сказку Ершова станцевали в 1864 году под музыку Чезарио Пуньи. Тридцать лет спустя свою версию танцев представил Мариус Петипа. В 1912 году декорации рисовал Константин Коровин, и именно эта версия дважды возобновлялась уже после Великой Отечественной войны.

В 1981 году в стенах Мариинки "Конька-Горбунка" станцевали уже под музыку Родиона Щедрина. А за дирижерским пультом тогда дебютировал Валерий Гергиев.

Родион Щедрин, композитор, народный артист СССР: "Он еще был тогда молодой, но уже Богом одаренный человек, это было совершенно очевидно. И сейчас уже на этом этапе своей творческой карьеры он вновь обращается к этому произведению, для композитора это чрезвычайно почетно".

Те, кто помнит тот самый первый спектакль, говорят, что нынешние исполнительницы главной роли удивительно похожи на Плисецкую. Даже несмотря на то, что в этом балете совсем иная хореография.

1 канал, 14.03.2009


В тренировочном классе на репетиции балета Щедрина "Конек-Горбунок" 25-летний композитор впервые встретил Плисецкую.

"Она была в очень эффектном купальнике. Тогда таких еще никто не носил. Я, как теперь модно говорить, "запал" окончательно... И Майя ответила мне взаимностью".

Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года. Детей в этом браке не было - такова была великая жертва великой балерины. Но уникальный "брак по искусству" сохранился на всю жизнь. Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой - и это целая балетная культура.

"Меня, - говорит Щедрин, - считают большим любителем балета. Но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я - Майяман".

Он признает: "Если бы у меня жена была певицей, я бы написал много вокальной музыки, как великий норвежец Григ, у которого жена была певицей. Сколько он написал гениальной вокальной музыки для своей жены! Так что жанр диктует и твоя семейная жизнь".

ЖЖ


Музыка к балету "Конек-Горбунок" – моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой "поймал" я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу – Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…

Нынешняя постановка "Конька-Горбунка" в Мариинке для меня большая долгожданная радость.

Годы тому назад, еще тогда молодой, но уже ясно помеченный, озаренный даром мощным, Валерий Гергиев осуществил постановку "Конька-Горбунка" на сцене Мариинки. Позже он несколько раз искрометно играл в концертах фрагменты из балета. Это его, целиком его инициатива поставить, возродить этот балет сейчас. Значит партитура "Конька-Горбунка" и сегодня вызывает в его одержимой музыкой душе добрый отклик чувств и увлеченность. Как это меня воодушевляет!..

Алексей Ратманский признан сегодня повсеместно одним из самых ярких хореографов дней нынешних. Мне всегда мечталось, чтобы именно он обратил свой взор и слух на "Конька". Мне казалось и кажется, что это близкая его острой, своеобычной индивидуальности тема, где органично соседствуют лирика и юмор, лукавство и светлая печаль. Так интересно мне, как он "расправится" с бессмертной сказкой Ершова…

Оркестр Мариинки знаменит и восславлен ныне во всем свете. Это один из лучших сейчас оркестров на планете Земля. Как желается автору поскорее вновь услышать их в этой "заковыристой" партитуре – понять нетрудно!..

Наконец балетная труппа – легенда Мариинки. Ее блистательные звезды, выразившие согласие на участие в премьере…

Вот такой щедрый подарок преподносит композитору творческая судьба в сегодняшний театральный вечер!..

Конечно, "из сегодня" вижу я в своей юношеской работе многие наивности и несовершенства. Но писалась партитура искренне, честно и увлеченно. Это, полагаю, можно расслышать и ощутить ныне. "Не отрекусь от каждой строчки прошлой", как писал Андрей Вознесенский. Я тоже намерений таких никак не имею. А полон я чувством предвкушения радости и творческого созидания.

Родион Щедрин, 4 марта 2009 г.

 

Конёк-Горбунок
   
балет в 2-х действиях
Музыка Родиона Щедрина
Хореография Алексея Ратманского
Либретто Максима Исаева

Иван-дурак – Михаил Лобухин
Царь-девица – Екатерина Осмолкина
Конек-Горбунок – Александр Куликов
Спальник – Ислом Баймурадов
Царь – Андрей Иванов
Кобылица – Анастасия Петушкова
Кони: Александр Романчиков, Камиль Янгуразов
Дирижер – Алексей Репников

Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев
Хореограф-постановщик – Алексей Ратманский
Художник-постановщик и художник по костюмам – Максим Исаев
Художник по свету – Дамир Исмагилов

Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут.


KРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА
I АКТ
1.
Дом на краю поля. В доме Старик. В доме Гаврило и Данило. В доме Иван-дурак. Тесно в доме. Старик уходит косить рожь-пшеницу. Гаврило и Данило рады. Гаврило и Данило веселятся. Гаврило и Данило устраивают гулянку. Гаврило и Данило пляшут с Мамками. C поля возвращается Старик. Старик гонит Мамок прочь.
Старик рассказывает сыновьям о страшном злодее. Злодей приходит ночью. Злодея никто не видит. Злодей топчет и мнёт пшеницу. Злодея нужно изловить и уничтожить. Сам старик слаб и стар. Старик отправляет сыновей сторожить поле.
Гаврило и Данило уходят в дозор. Ивана не берут. Ивана считают маленьким. Ивана считают неумелым. Ивана считают дураком. Иван просится в поле с братьями. Иван тоже хочет злодея ловить. Иван знает, что справится с любым злодеем. Иван ничего не боится. Иван отправляется в поле один.

2.
Ночь. Иван сторожит поле. На поле выскакивает Кобылица. Кобылица красивая. Кобылица дикая. Кобылица топчет и мнёт пшеницу. Кобылица веселится. Иван хватает Кобылицу за хвост. Иван взбирается на Кобылицу. Иван ловкий. Иван сидит на Кобылице задом наперёд. Ивану смешно. Кобылице горько. Кобылица пытается сбросить Ивана. Да куда там! Кобылица дарит Ивану Коней и Конька-Горбунка. Только бы отпустил её Иван! Кони прекрасные. Кони большие и сильные. Конёк-Горбунок маленький. Конёк-Горбунок слабый. Конёк-Горбунок смешной. На что он?
На поле прилетают Жар-птицы. Жар-птицы танцуют. Жар-птицы играют. Жар-птицы летят прочь. Жар-птицы свободные. Иван бежит за Жар-птицами вслед.
На поле приходят Гаврило и Данило. Гаврило и Данило замечают коней. Кони нравятся братьям. Гаврило и Данило умыкают Коней. Гаврило и Данило коварные.
Возвращается Иван с пером Жар-птицы. Ивану нравится перо. Ивану легко и спокойно. Иван замечает пропажу коней. Ивану обидно. Иван горько плачет. Конёк-Горбунок утешает Ивана. Конёк-Горбунок предлагает Ивану догнать похитителей. Конёк-Горбунок обещает Ивану помочь. Конёк-Горбунок много чего может.

3.
Площадь в Град-столице. На площади народ. Народ гуляет. Народ водит хоровод. Народ танцует кадриль. На площади Гаврило и Данило. Гаврило и Данило собираются продать Коней. Гаврило и Данило хотят денег.
На площадь выезжает Царь. Царь любит ходить в народ. Народ любит смотреть на Царя. Царь любит смотреть по сторонам. Царь видит Коней. Нравятся Царю Кони. Готов Царь купить их.

На площадь прилетают Иван и Конёк-Горбунок. Иван узнаёт Коней. Иван узнаёт братьев. Иван братьев корит. Иван забирает у братьев Коней. Это его Кони. Царь привязался к Коням. Царь торгует у Ивана Коней. Иван готов уступить Коней. Вопрос за ценой. Царь со Спальника шапку долой: вот красная цена. Иван шапке рад. В самый раз по Ивану шапка. Спальник на Ивана смертельно зол.

4.
Царские палаты. В палатах Царь. Мамки кормят Царя. Царь ест. Царь наедается и засыпает. У входа в палаты Иван укладывается спать. За Иваном подглядывает Спальник. Спальник похищает у Ивана перо Жар-птицы. Спальник пробирается в палаты к Царю. Спальник будит Царя и показывает ему перо. Откуда у Ивана такое богатство, а?
Царь любуется пером. У Царя видение. Царь видит Жар-птиц. Царь видит Царь-девицу. Видение рассеивается. Но Царь уже любит Царь-девицу. Царю нужна Царь-девица. Это приказ! Спальник будит Ивана и передаёт ему приказ Царя.
Иван в отчаянии. Не знает Иван, где Царь-девицу искать. Конёк утешает Ивана. Конёк знает, что делать. Иван и Конёк отправляются за Царь-девицей.

II АКТ
5.
На самом краю земли живут Жар-птицы. Среди них Царь-девица. Добрались-таки Иван с Коньком до края земли. До Царь-девицы, до Жар-птиц. Хочет Иван Жар-птиц схватить. Прочь Жар-птицы летят. Видит Иван Царь-девицу, глаз от неё отвести не может. Чудо, краса какая! Позволяет Царь-девица Ивану поймать себя. Разрешает в Град-столицу везти себя. Нравится Иван Царь-девице. Что ж.

6.
В царских палатах Царь и Бояре. Царь-девицу ждут. Волнуется Царь. Места себе не находит. Засыпает Царь. Бояре, преданные слуги, засыпают тоже. Один из Бояр не успел заснуть. Видит он, как возвращается Иван с Коньком и Царь-девицей. Боярин Царя будит. Царь просыпается, гонит всех вон.
Царь объявляет Царь-девице, что собирается на ней жениться. Расстроен Иван. Любит Иван Царь-девицу. Несут Бояре обручальное кольцо. Согласна Царь-девица под венец, да кольцо не то. Для свадьбы нужен Царь-девице перстень, что на дне моря лежит. Царь озадачен. Как перстень достать? Спальник тут как тут. А Иван на что? Отправляет Спальник Ивана на дно морское. Опечален Иван. Спальник рад. Погибели Ивана ждёт он.

7.
Дно морское. Там Жители морские своею морскою жизнью живут. На дно морское опускаются Иван с Коньком. Ищет Иван кольцо. Нет кольца нигде, нет! Делать, чего не знает? Нет! Просит тогда Иван помощи у Царевны морской. Помогает Морская Царевна Ивану, да! Приносят Жители морские кольцо Ивану, да!

8.
Площадь в Град-столице. Царь-девицу на танец приглашает Царь. Царь с Царь-девицей танцуют. Царь быстро устаёт. Царь старый. Появляется Иван с Коньком и перстнем. Рада Царь-девица, что Иван невредим. Спальник зол. Спальник отбирает у Ивана кольцо. Спальник гонит Ивана прочь. Не нужен больше Иван.
Царь готов жениться. Да Царь-девица не готова. Не подходит ей Царь в мужья. Нужен ей в мужьях писаный красавец. Если хочет Царь жениться, то должен таким красавцем стать. А как? Да прыгнуть в котёл с кипятком, вот так!
Приносят котёл. Царь в ужасе. Как же в кипяток-то? Спальник предлагает проверить котёл на Иване. Ивана заталкивают в котёл. Верный Конёк колдует. Иван превращается в красавца. Иван превращается в Царевича. Народ ликует. Народ волнуется. Все хотят быть молодыми и красивыми, все хотят в цари.
Царь никому не позволяет приближаться к котлу. Царь сам погружается в кипящую воду. Царь погибает. Народ скорбит. Народ хоронит Царя. Народу без царя плохо. Народу нужен Царь.
Иван-царевич и Царь-девица рады. К свадьбе дело идёт. Тогда и народ рад. Будет у народа новый Царь. Красивый и молодой.

 

 

Все события